Министерство иностранных дел, Смоленская-Сенная площадь, 32-34/57/23с2
Высотное здание МИД на Смоленской-Сенной площади, д. 32/34, считают ориентиром Садового кольца и петли Москвы-реки; 27-этажное строение развернуто в сторону открывающейся площади и уходящего в перспективу Бородинского моста. По задумке авторов В. Гельфрейха и М. Минкуса высотка напоминает один из нью-йоркских небоскребов 30-х годов, с широкой пластиной по фронту. Здание Министерства иностранных дел, построенное в 1948—1953 годах, среди своих высотных собратьев наиболее сдержанно по декору и органично по композиции. В оформлении применены металлические решетки, обелиски и лепнина. Венчает башню металлическая шатрообразная композиция, не входившая в первоначальный замысел (сооружена по личному указанию И.В. Сталина), придавшая облику высотки сходство с традиционными московскими силуэтами. Здание несмотря на свои громадные размеры вписалось в сложный характер местности, не разрушая очарования соседних переулков Арбата.
Торгсин, Арбат 54/2
До революции здесь размещался ресторан Игнатия Зверева. Но это здание снесли и построили новое в стиле конструктивизма, где разместился Торгсин.
Городская усадьба, Арбат 50 и 52
Здание представляет собой образец городской усадьбы середины XIX века.
Еще в XVIII веке, а именно в 1732 году, владение на этом участке принадлежало купцу Шерапову С. В. В 1772 году дом с небольшим садом переходит в собственность секретарю Елгодину, который уже через год, в 1773 году, переуступает его семье Добровольских, которые прожили здесь до начала XIX века. Новые владельцы выстроили в 1811 году двухэтажное здание, в котором первый этаж был выполнен из камня, а в возведении второго использовались деревянные брусья.
История дома 55 по ул. Арбат восходит к последней четверти XIX века. Это типичный образец доходного дома, надстроенного над двухэтажным особняком московской дворянки М.И. Хромовой по проекту архитектора М.А. Арсеньева.
Позже был известен как «Профессорский дом», так как часть квартир принадлежала Московскому университету. В нем жили два выдающихся ученых: русский экономист И.И. Янжул и профессор математики Н.В. Бугаев, основатель Московского математического общества и его печатного органа «Математический сборник». Сын Бугаевых Борис (впоследствии Андрей Белый) здесь родился и провел детство, сюда привел молодую жену. В своих произведениях он отразил атмосферу жизни этого дома, улицы и арбатских переулков.
В 1903—1907 гг. здесь собирался кружок символистов «Аргонавты». По сути, эта квартира была литературным клубом символистов. В 1903—1904 гг. квартиру посещали А. Блок, В. Брюсов, М. Волошин, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов, художник Борисов-Мусатов, философы Эрн и Флоренский, композиторы С.И. Танеев, Н.К. Метнер. У Бугаевых в гостях бывали Л Н. Толстой, А.Н. Бекетов. Одно время здесь помещалось издательство «Мусагет», редактором которого был Андрей Белый.
Кроме семьи Бугаевых, этажом ниже поселилась семья Михаила Сергеевича Соловьева — потомка известного историка С.М. Соловьева, родного брата знаменитого философа Владимира Соловьева. Его сын Сергей Соловьев стал поэтом-символистом и лучшим другом Андрея Белого. Именно у Соловьевых Борису Бугаеву был придуман псевдоним Андрей Белый.
После революции в здании долгое время находились коммуналки, учреждения. Позже здесь обосновался литературный музей, первыми фондами которого стали раритеты из семейного наследства, фотографии, книги, рукописи Андрея Белого.
В 2000 г. открыли экспозицию музея-квартиры А. Белого.
Дом Хитрово, музей-квартира А.С. Пушкина, Арбат 53 стр. 1
Одно из самых старых зданий Арбата (палаты Хитрово), построенных в середине XVIII в. и неоднократно перестраивавшихся. С 1820-х гг. в разное время здесь снимали квартиру: студент Святослав Раевский — друг юного М. Лермонтова, артистка Малого театра С.П. Акимова.
Сюда привез А.С. Пушкин молодую жену после свадьбы после венчания в храме Вознесения Господня 18 февраля 1831 г. У Хитрово поэт снял 5 комнат: зал, гостиную, кабинет, спальню и будуар. Накануне тут прошел «мальчишник». Среди гостей были Баратынский, Вяземский, Нащокин, Дельвиг, Денис Давыдов. Сам Пушкин в тот вечер был задумчив, читал печальные стихи. Но все быстро изменилось — поэт оказался так «огончарован» семейной жизнью, что не написал в этом доме ни строчки. Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился. Однако в середине мая 1831 г. он был вынужден покинуть квартиру и перебраться в Петербург.
В 1884—1885 гг. здесь останавливался П.И. Чайковский у своего брата юриста Модеста Ильича, у своих родственников мог бывать С.В. Рахманинов. В доме снимал квартиру С.И. Радциг, ученый в области античной филологии. Здесь был открыт бесплатный городской родильный приют, появились частные лечебницы и кабинеты. После революции в 1920—1921 гг. здание некоторое время принадлежало Окружному самодеятельному театру Красной Армии, в худсовет которого входили Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд.
В феврале 1937 г., к 100-летию со дня гибели поэта, на доме была установлена мемориальная доска. Около 40 лет в доме были коммунальные квартиры — перед расселением в 1977 году здесь проживало 33 семьи. В 1970-х решили устроить в здании музей, поэтому дом расселили и отреставрировали. В 1986 г. открыт музей-квартира А.С. Пушкина.
Сейчас здесь Мемориальная квартира Пушкина на Арбате. Первый этаж дома занимает экспозиция «А.С. Пушкин и Москва». Гравюры, акварели и предметы быта XIX века рассказывают о времени, в которое жил поэт. На втором этаже воссоздан интерьер квартиры, где 3 месяца прожили Пушкины. В созданном здесь музее хранятся личные вещи поэта, гравюры и картины, отображающие сложные взаимоотношения Пушкина с Москвой. На втором этаже туристы могут увидеть комнаты, в которых Александр Сергеевич проживал со своей супругой, здесь же хранятся мемориальные вещи его семьи. Музей открыт для посещения со среды по воскресенье.
А напротив дома в 2000 году появилась скульптура «Пушкин и Натали».
Дом купцов Патрикеевых, Арбат, 53, стр. 6
1852 год постройки. В 1874 г. владение приобрел купец Илья Васильевич Патрикеев; про него известно, что он был старостой Чудова монастыря в Кремле и имел брата Павла Васильевича.
В 1878 г. на участке появилось еще одно строение, возможно, включавшее в себя более раннюю постройку.
Новый дом Патрикеева был построен по проекту К. Буссе и имел два этажа.
Род купцов Патрикеевых был известен и уважаем в Москве. П.П. Патрикеев – потомственный почетный гражданин, гласный Московского губернского земского собрания, попечитель Александро-Мариинского приюта. С.П. Патрикеев, как и его брат, был политическим и общественным деятелем, членом Московской государственной думы, членом совета Петербургского международного банка, почетным членом Московского совета детских приютов. В 1911 г. ему
было пожаловано дворянство.
При Патрикеевых главный дом усадьбы сдается внаем. В первом этаже были размещены магазины, второй этаж занимали квартиры. В 1897–1903 г. там размещался частный женский пансион и училище Софьи Карловны Смирновой..
В 1915 г. главный дом уже не принадлежит Патрикеевым. В советские годы особняк Патрикеевых был разбит на коммунальные квартиры.
Недавно дом был отреставрирован, и сейчас мы можем видеть небольшой особняк в стиле неоклассики. Легкие лепные гирлянды цветов украшают окна второго этажа. Над входом восстановлен вензель Ильи Патрикеева – перекрещенные буквы «И» и «П». Сейчас здание принадлежит Департаменту культуры г. Москвы. Является ценным градоформирующим объектом.
Дом генерала Старицкого / Московский театрально-концертный центр Павла Слободкина, Арбат 48
Дом № 48 на Арбате производит впечатление хорошо сохранившегося старинного особняка. Правая часть строения действительно воспроизводит особняк генерала Старицкого, переживший пожар 1812 года (как крайне редкие дома на Арбате), и перестроенный в 1878 г. архитектором А.О. Вивьеном.
Слева на том же участке и под тем же номером было возведено “доходное” строение – на первом этаже магазины, сдававшиеся в аренду, выше квартиры, тоже сдававшиеся в наем. Сперва здание было двухэтажным, но архитектор Вивьен достроил еще один этаж, увеличив доходность постройки. Главный магазин, витрины которого выходили на Арбат, был продовольственным – сперва торговал колониальными товарами, потом гастрономией. Магазин сохранялся и в советское время, несколько десятилетий он вел торговлю рыбой. А торговые интерьеры на тему колониальных товаров уцелели с дореволюционных времен – мозаики, майоликовая плитка и прочее.
Сооружение архитектурной эпохи классицизма перенесло пожар 1812 года, революцию и налеты фашистской авиации во время Великой Отечественной войны. В 1992 г. особняк был разрушен и построен заново с сохранением облика фасада конца ХIХ века, а доходный дом полностью перестроен. Исчез рыбный магазин, утрачены остатки торговых интерьеров… О том, как шла здесь торговля на рубеже ХIХ и ХХ вв. можно узнать из воспоминаний Андрея Белого, проживавшего на другой стороне улицы в доме № 55.
Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой
Скульптурная композиция появилась на Арбате напротив дома-музея Пушкина в 1999 году. Авторы памятника – Иван и Александр Бургановы, изобразили пару в день венчания, с удивительной достоверностью передав тонкую красоту Натальи Гончаровой и любовь в глазах молодых супругов. Мастера с особой тщательностью отнеслись к проработке деталей, подчеркнув даже разницу в росте: Гончарова была на 9 сантиметров выше Пушкина. Памятник является одной из самых популярных арбатских достопримечательностей и эффектным фоном для фотосессий.
Арбат 46
Построено в 1928 г. по типовому проекту архитектором В.М. Маятом и инженером В.В.Патеком в стиле конструктивизма для одной из первых в Москве АТС (аналогичное здание в Немецкой слободе — в р-не м. «Бауманская»).
Дом Панюшева, Арбат 51, стр. 1
В 1880-е годы здесь располагалась камнетесная мастерская. На этом месте выросло 8-этажное здание — доходный дом В.П. Панюшева. Построен в 1910-х гг. архтектором В.А. Казаковым. Здесь находился кинотеатр «Арбатский АРС», который после революции был вновь открыт, позже он стал называться «Наука и знание». В 1917 г. в октябрьские дни красноармейцы здесь подняли пулемет, расчищая путь революционным войскам по Арбату к Кремлю.
В 1920 г. в этом доме останавливался поэт А. Блок. Здесь жили: советский поэт и писатель Н.Н. Зарудин, профессор ботаники В.С.Доктуровский, в 1923—1924 гг. — композитор А.А. Давиденко, в 1919—1933 гг. — писатель А.Н. Рыбаков (действие его романов «Кортик» и «Выстрел» разворачивается в этом доме).
Усадьба Тургеневых, Арбат, 44
Главный дом городской усадьбы Тургенева расположен в Москве, на улице Арбат, и относится к объектам
культурного наследия.
Здание построено в конце XVIII – начале XIX в., хозяйственные строения — конец XVIII, XIX вв.
В 1812 году дом сгорел, но фундамент и коробки стен сохранились. Долгое время в начале XIX в. дом значился на старых планах как «обгорелый»: в 1812 г. После частичного восстановления в 1832 году, дом, построенный в в стиле барокко, купил с аукциона купец К.П. Боткин, который торговал чаем.
Восстановлен в 1837 г. Дом несколько раз перестраивался, меняя стиль, но неизменными оставались его объем, высота.
Среди владельцев дома была семья Кикиных, у которых в 1830-х останавливался А.С. Пушкин. В 1860 году здесь жила участница съезда I Интернационала О.С. Левашова, студенты, связанные с революционным подпольем Н.А. Ишутина. Здесь проводились сходки и собрания тайных революционных обществ «Организация» и «Ад», возглавляемые революционером, одним из первых социалистов-утопистов, Н. А. Ишутиным.
Во дворе сохранились остатки каретных сараев, конюшен и флигелей.
В 1903 году прапрадед И. С. Тургенева купил этот дом, и далее владение принадлежало бабушке Ф. И. Тютчева.
Перед Октябрьской революцией здесь располагалась Московская зубоврачебная школа приват-доцента Г. И. Вильга, в работе которой деятельное участие принимал врач П. Г. Дауге — один из основоположников стоматологии в СССР.
После революции 1917 года, здание было национализировано и здесь размещались музыкальные школы, учебные курсы. В разные годы в доме жили известный терапевт профессор А. А. Остроумов и физик Е. А. Гопиус. В 1942 году, в одной из квартир жил разведчик Д. Н. Медведев.
Дом капитанши Хвощинской и дочери Суворова, Арбат 42
Два отдельных строения появились здесь после пожара 1812 года и уже на планах города от 1822 года значатся как владения во дворе, принадлежащего капитанше, госпоже Елене Хвощинской.
В 1823—1830 гг. в теч. 30 лет доме проживала дочь дочь прославленного полководца А.В. Суворова, графиня Наталья Александровна Зубова, известная как «суворочка». Александр Васильевич называл ее «Суворочкой» и хвастал: «Дочь моя – вся в меня, бегает в холод по грязи, еще говорит по своему».
В 1868—1872 гг. дом принадлежал Е.Н. Киселевой, в девичестве Ушаковой. Ее старшей сестрой в конце 1820-х гг. А.С. Пушкин был настолько увлечен, что поговаривали о свадьбе.
В 1840-х годах в доме поселились друзья молодости Александра Сергеевича Пушкина, где устраивались вечера в честь памяти поэта.
В 80-е годы XIX в. владелицей числится «купеческого брата жена Клавдия Ивановна Усачева».
В 80-х годах ХХ столетия была проведена капитальная реконструкция владений. Руководил работами грузинский архитектор Шота Кавлашвили, получивший известность за великолепную реставрацию старого Тбилиси. Строения пришлось полностью разобрать и поднять стены заново. Правда, перед началом работ с фасада здания сняли копии лепнины и сделали точные чертежи старой постройки.
Дом православной церкви и Министерства вооружения, Арбат 47 и 49
На месте этого здания еще в XIX веке находилось небольшое одноэтажное строение, которое со временем было выкуплено стоявшей напротив православной церковью «Николы, что в Плотниках».
В начале ХХ столетия церковнослужители заказывают проект нового здания архитектору Михаилу Дмитриевичу Холмогорову. Доходный дом в четыре этажа для служителей прихода сдали в 1910 году. Хотя здание на Арбате и числится под разными номерами – 47 и 49 – оно представляет собой единое строение с двумя подъездами, расположенными со стороны Плотникова переулка и самого Арбата.
В 1917 году доходный дом национализируют и переделывают его помещения под коммунальные квартиры. Селят здесь, в основном, бежавших в Москву от голода и повсеместной разрухи рабочих, а также бывших крестьян. В 1941 году бывший доходный дом прирастает двумя этажами, в которых устраивают большие благоустроенные квартиры, предназначенные для семей высокопоставленных работников из существовавшего тогда военного ведомства – Министерства вооружения.
Доходный дом / фотостудия Идеал, Арбат 40
Дом начала ХХ века, постройка 1820-х годов. архитектор И.А. Герман. Строился как доходный дом. За долгие годы своей истории строение перестраивалось неоднократно. Последняя реконструкция была произведена в 1910 году. Руководил строительством архитектор Иван Андреевич Герман.
Наибольшую известность дом приобрел благодаря фотостудии Идеал, в котором творил фотохудожник Моисей Соломонович Наппельбаум. Ко всему прочему, в этом же здании он и жил. Прославился тем, что 31 января 1918 г. сделал первую художественную фотографию В.И. Ленина и создавший впоследствии целую галерею портретов вождя. До этого «вождь революции» в основном находился в подполье и старался не делать своих портретов. В этом доме также жили: известный психиатр Юрий Владимирович Каннабих, цитолог и гистолог Г. К. Хрущев, развивавший идеи Ильи Мечникова.
Памятник Булату Окуджаве
Дом советской элиты / Абрау дюрсо, Арбат 45/24
Дом построен на месте снесенной в 1932 г. церкви Николы, что в Плотниках, построенной в начале XVII в.
Нынешний дом возведен в 1935 г. по проекту архитектора Л.М. Полякова — образец «пролетарской классики». До войны здесь был единственный в Москве магазин «Диета».
При заселении дома были выделены квартиры потомкам великих людей – поэта А. С. Пушкина и писателя Л. Н. Толстого. В доме жила в основном партийная и государственная элита. Исключения составляли М.С. Шагинян и И.В. Папанин (покоритель Северного полюса). В доме жил также известный архитектор В.Г. Гельфрейх, соавтор высотного здания МИД.
Доходный дом / дом Зайцева, Арбат 38
Постройка 1814 года. В 1901 году дом был надстроен и превращен в доходный. Проект разработал и осуществил архитектор Н. П. Матвеев-Калинин, который специализировался на строительстве московских доходных домов и в основном работал в стиле модерн.
Здесь жил писатель, переводчик и мемуарист Борис Зайцев – держатель своеобразного арбатского богемного салона. Он был человеком добрым и гостеприимным, и у него частенько собирались московские литераторы Серебрянного века: Андрей Белый, Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин и другие.
Для Зайцева именно Арбат – «образ юности отошедшей», такими словами начинается очерк «Улица св. Николая». С образом улицы связаны для него и образы двух арбатских поэтов – «бирюзоглазый» проносился, подобно облаку, по стороне улицы с нечетными номерами домов, а «златоглавый», прихрамывающий, ходил по другой стороне, ближе к переулку, где он жил. Первым был Андрей Белый, вторым – Константин Дмитриевич Бальмонт.
Надстроен в 1901 году по проекту архитектора Н.П. Матвеева. Дом связан с историей революционного движения, московским студенчеством. В 1906 г. во время обыска были найдены прокламации РСДРП.
Дом Булата Окуджавы, Арбат 43
Дом был заложен еще в конце XVIII и построен в середине XIX века., и как и дом № 45, построен перед войной на месте «церкви Николы, что в Плотниках». К началу XX столетия здание было надстроено еще двумя этажами и разрослось вглубь участка, превратившись в многоквартирный дом, помещения которого сдавались внаем.
До Октябрьской революции в доме находился магазин под вывеской «Надежда», упоминание о котором можно найти в одном из стихотворений Андрея Белого, посвященных Арбату.
После революции квартиры были превращены в коммуналки.
История этого арбатского дома связана с именем Булата Окуджавы. В этом доме в коммунальной квартире на 4-м этаже, провел свое детство будущий поэт, певец Арбата, Булат Окуджава. Булат Шалвович проживал в обычной коммунальной квартире, расположенной на четвертом этаже здания. В настоящее время строение входит в список выявленных объектов столичного культурного наследия. Именно здесь провел детство Булат Окуджава. Во дворе до сих пор сохранились деревья-современники великого «певца Арбата». «…Они, сжимая в руках бумажное и беспрекословное право, возникли на улице со странным названием “Арбат”, вошли в дом 43 и
вселились в квартиру 12 на четвертом этаже большого грязно-бежевого дома, – напишет Булат Шалвович про своих родителей в автобиографическом романе «Упраздненный театр». – В квартире, о которой вам уже известно, им выпала честь обладать двумя комнатами, расположенными в разных концах длинного коридора».
В 1934-1936 году дом перестраивается и надстраивается по проекту архитектора Владимира Чагина. Были улучшены квартиры, дом стал шестиэтажным, а первый этаж заняли отделы первого в Москве магазина «Диета», который располагался в соседнем доме №45.
Этот, когда-то двухэтажный, с лавками на первом этаже, жилой дом, построенный в середине XIX века, сейчас называют домом Окуджавы. В память о выдающемся поэте 8 мая 2002 года в Москве был открыт памятник барду Окуджаве, работы скульптора Георгия Франгуляна, на песнях которого выросло несколько поколений. Монумент установлен около дома 43, на углу Арбата и Плотникова переулка.
Арбат 36
Особняк начала XIX века.
В 1820-х годах здесь находилась «Арбатская аптека» Богдана Панке. В конце 1860-х годов одну из квартир занимал историк, профессор Московского университета В. И. Герье, организовавший в Москве Высшие женские курсы, имевшие два факультета.
Со второй половины 1870-х годов в доме размещались: больница, приют для неизлечимых больных, училище для слепых детей. В 1891 году здание переходит к хирургу, профессору А. П. Разцветову. Некоторое время в этой усадьбе проживал ученый, основатель науки о лесе профессор Митрофан Турский, служивший в Петровской академии лесоводства и земледелия.
В 1913—1925 гг. здесь размещалось русское просветительское издательство «Посредник», созданное еще в 1884 г. В.Г. Чертковым при участии Л.Н. Толстого.Здесь же было «Издательство Сабашниковых», преобразованное в издательство «Север», правление которого возглавляли пушкинист М.А. Цявловский и историк Д.М.Петрушевский. Оно просуществовало до осени 1934 г.
Снесённое и восстановленное здание, Арбат 39
Здание было снесено и полностью восстановлено. В течение многих лет находился кинотеатр: с 1923 г. — «Ампир», потом «Карнавал», а с 1936 г. — «Юный зритель».
«…дом № 39, перестроенный для кинотеатра «Ампир» из двух зданий в 1913 году.
До переезда в специальное здание в 7-м Ростовском переулке (между Плющихой и Москвой-рекой) здесь была частная Алферовская женская гимназия — одна из самых передовых в Москве по подбору педагогов, организации обучения и даже форме одежды гимназисток. Владельцами ее были Алферовы — начальница обучала математике, супруг преподавал российскую словесность. После революции супругов обвинили в участии в контрреволюционном заговоре. Накануне расстрела Александра Самсониевна написала трогательное письмо — жизненное напутствие любимым ученицам, которое сохранилось в их благодарной памяти. В гимназии начал преподавать в 1909 г. приехавший из Киева Г.Г. Шпет — в будущем светило русской и мировой философии. Тогда же он собирал материалы к замысленной книге по истории педагогики. Одним из первых в мире он приступил к разработке основ философии языка, семиотики. В работе «Внутренняя форма слова» философ писал, что «смерть имеет разное значение применительно к антропологическому индивиду и социальному субъекту: физическая смерть первого еще не означает смерти его как социального субъекта. Последний живет, пока не исчезло какое бы то ни было свидетельство его творчества».
В 1920-е годы профессор Шпет был вице-президентом ГАХН (Государственной Академии художественных наук), помещавшейся в бывшем здании Поливановской мужской гимназии на Пречистенке. Как «идеалист», отлученный от преподавания философии, Шпет много сил отдал переводу классических произведений западноевропейской литературы, составлению словарей. Комментарий к «Запискам Пиквикского клуба» Диккенса (вышедший отдельным томом в издательстве «Academia») — непревзойденный образец комментаторского мастерства. Сосланный в Сибирь, он был там расстрелян в 1937 году. Сочинения Г. Шпета издали в одном из первых выпусков книг философского наследия русских мыслителей — серии «Из истории отечественной философской мысли» в 1989 году.
В 1936 году находившийся там кинотеатр «Карнавал» превратили в первый кинотеатр для детей «Юный зритель», где демонстрировали и художественные, и учебные фильмы, проводили встречи со школьниками, викторины, устраивали «елки», детские праздники. Одним из руководителей этих утренников была К.О. Вейнхельт — еще в 1911 году соавтор виднейшего историка-методиста М.Н. Коваленского по созданию первого учебника истории для младших классов. На рубеже 1920 — 1930-х годов она работала с М.Н. Тихомировым, когда будущий академик, преподававший тогда в средней школе и техникумах, выступал с рассказами по истории перед демонстрацией фильмов в кинотеатре напротив зоопарка. В кинотеатр «Юный зритель» приходили целыми классами, приспосабливая занятия к программам кинопоказа или даже специально заказывая фильмы определенной тематики. Такой практики придерживалась преподававшая историю в 59-й школе в Староконюшенном переулке В.В. Сказкина — жена любимого лектора студентов исторического факультета Московского университета академика С.Д. Сказкина. (Среди ее учеников был В. Буковский.)…»
Арбат 34
Строение возвели в 1888 году, о чем свидетельствует лепнина, расположенная над карнизом здания. Изначально, дом строился как доходный.
Об истории двухэтажного дома, который приютился между бывшей аптекой Панке (Дом №36) и домом Урусова (Дом №32) фактически ничего известно. Автором проекта был архитектор В. П. Гаврилов.
Доходный дом князя А. И. Урусова, Арбат 32
Доходный дом князя А. И. Урусова – известного московского юриста и адвоката, знаменитого судебного
оратора. Специалисты по истории архитектуры относят здание к образцам эклектической постройки.
Оформительский декор разбавлен элементами «русского» стиля.
Дом был построен в начале XIX века, в 1882 году появились различные надстройки и пристройки, а в 1898-ом был изменен фасад. Проект реконструкции выполнил архитектор Савва Крошечкин – ученик Каминского и Бенуа. В советские времена здесь располагались комиссионный и мебельный магазины.
Западный окружной военный суд / главный Дом Усадьбы В.А. Хованского, Арбат 37/2 стр 1
На самом деле, это единственный сохранившийся на Арбате дом XVIII века. Одна из старейших сохранившихся усадеб конца XVIII — начала XIX вв., включающая главный дом, выходящий фасадом на Арбат, ограду с воротами, флигели и службы. После пожара 1812 г. особняк отделан в ампирном стиле.
Здесь в 1799—1825 гг. родился и жил известный литератор и мемуарист Д.Н. Свербеев. У него бывал А.С. Пушкин. Во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. дом принадлежал праправнуку Екатерины II — графу Василию Бобринскому, состоявшему под негласным надзором полиции за причастность к деятельности декабристов. Домом владели знакомые А.С. Пушкина: с апреля 1834 г. — знаменитая актриса Е.С. Семенова-Гагарина, с 1836 г. — К.А. Нарышкин, дядя писателя В.А. Соллогуба.
В конце 1840-х гг. владение поступает в Военное ведомство (и остается за ним и по сей день) — здесь Дом Военного суда. Сейчас там размещается военная прокуратура и трибунал Московского военного округа.
Доходный дом, Арбат 30
Постройка 1904 года. Типичный доходный дом начала века. От соседних дворов и зданий дом был отгорожен сараями и высокими заборами.
Это один из самых больших арбатских домов, в которых во времена коммуналок проживали до 2000 человек. Реконструкция проводилась в середине 80-х годов ХХ века, когда из коммуналок «нарезались» отдельные квартиры.
Среди широко известных жильцов здесь проживали: художник Сергей Иванов, писатель Юрий Казаков и другие. Здесь же располагалась редакция ежегодной адресно-справочной книги «Вся Москва» и известное издательство «Товарищество А. В. Суворина», издававшее знаменитую серию «Дешевая библиотека», научные издания, книги по искусству и различные справочники.
Архитектор – Н. Н. Боборыкин.
Доходный дом Скворцова, дом Рихтера, Арбат 28
Здание было построено в 1903 году как доходный дом. На 1-м этаже размещался магазин «Медицинская
пиявка». Поэтическая Москва долгие годы знала его как дом Павла Антокольского (поэта, артиста, драматурга), поскольку он жил в одной из коммунальных квартир. Так же здесь проживал великий пианист Святослав Рихтер и его жена – певица Нина Львовна Дорлиак. В 1926 году в этом доме была открыта платная поликлиника.
Стена Цоя, Арбат 37
Стена Цоя – место сбора поклонников известной рок-группы «Кино», названная в честь ее лидера Виктора Цоя. Стена дома разрисована граффити, портретами солиста, расписана цитатами из песен, это излюбленное место туристов.
Одно из культовых мест для поклонников группы «Кино». Именно здесь после гибели певца впервые появилась надпись «Цой жив». Стена обычного дворика превратилась в своеобразную мемориальную доску, а позже стала символом свободы и местом для самовыражения молодежи конца 20 века.
На ней и сейчас время от времени появляются новые надписи: цитаты из песен, признания и послания для друзей.
Этот стихийный памятник на стене без окон возник внезапно, в первую ночь после гибели основателя группы «Кино». Московские власти закрашивали это утверждение, но оно появлялось вновь. Фанаты наносили на кирпичную кладку слова признательности своему кумиру и строки из его песен. Стена неоднократно меняла свой облик и в итоге стала культовым местом самовыражения поклонников творчества Цоя и активных участников различных молодежных движений.
Доходный дом Филатовой / Дом актёра / Дом с рыцарями, Арбат 35
Доходный дом Анны Тимофеевны Филатовой, построен в 1912 г., архитекторы — В.Е. Дубовской, Н.А. Архипов. Это самый высокий дом, на его фасаде стоят рыцари, закованные в латы. Было задумано «элитное жилье» для самой респектабельной московской публики. Идеально воплотил в себе черты и характер новой эпохи. Вестибюли дома были украшены витражами, широкими мраморными лестницами с дубовыми перилами, роскошными зеркалами. В доме была своя гимназия и детский сад. После 1917 г. его заселили номенклатурными работниками, многие из которых впоследствии были расстреляны. Здесь жили: Г.Е. Зиновьев, Н.И. Подвойский, командарм И.П. Белов и др. Позже были устроены коммуналки с убогими перегородками. В доме бывал Варлам Шаламов, навещавший проф. В.Н. Клюеву. С 1992 г. — Центральный дом актера. Именно здесь пролетала на метле героиня романа «Мастер и Маргарита».
Театр Антона Чехова Арбат, д. 35
Театр Антона Чехова, открытый в 1989 году – это театр без труппы. В его спектаклях играют артисты из других театров, которых приглашают на конкретные роли. Афиша и количество антрепризных спектаклей в день зависят от интереса зрителей, которые покупают билеты на постановки, поэтому в таком театре особенно важно, чтобы зрители выходили из зала довольные игрой актеров и качеством спектаклей.
Центральный Дом Актера имени А.А. Яблочкиной Арбат, д. 35
Александр Эскин создал творческий клуб актеров – место отдыха и неформального общения театральных деятелей. Предоставляет свои помещения для работы актеров из независимых театров. Для широкого зрителя предлагаются билеты на экскурсии по Дому актера.
Актерский клуб создал Александр Эскин в 1937 году. Очень быстро Дом актера стал местом неформального общения творческих людей. ЦДА бесплатно предоставлял залы для репетиций и спектаклей молодым труппам, способствуя их продвижению и развитию. Под его крышей зарождались такие проекты, как театры Калягина и Джигарханяна, «Квартет И», «Мастерская П. Фоменко» и многие другие. Сейчас в Доме работает пять театральных площадок и кипит творческая жизнь. ЦДА сотрудничает с отечественными и зарубежными центрами, открывая коллективам дорогу в большое искусство.
Театр им. Вахтангова, Арбат 26
В начале XIX века сибиряк-золотопромышленник Василий Сабашников купил на Арбате землю и заказал архитектору Александру Степановичу Каминскому особняк, который был построен в стиле барокко. Вскоре там поселилась вся семья Сабашниковых. Двое сыновей предпринимателя, братья Сабашниковы впоследствии стали известными книгоиздателями.
Знаменитый театр появился в конце 1913 года как студенческая студия, которой руководил молодой актер и режиссер Евгений Вахтангов. Датой официального основания считается день премьеры спектакля «Чудо святого Антония», состоявшейся 13 ноября 1921 года. А 27 февраля 1922 года состоялась премьера – «Принцесса Турандот». С тех пор Турандот символ-талисман этого театра. Здание было сильно повреждено при бомбежке Москвы в 1941 году.
Война и приближение линии фронта к Москве затронули и Арбат: в один из авианалетов бомбой разрушили театр имени Вахтангова, и уцелевшие жители Арбата подбирали разбросанные по улице и окрестным переулкам остатки театральных декораций.
После войны театр был отстроен заново архитектором Павлом Васильевичем Амбросимовым. Уникальная школа по системе Станиславского, всегда удивительно удачный подбор репертуара, актерского состава и режиссеров принесли театру мировую известность. Каждый спектакль проходит с аншлагом, а каждая новая постановка вызывает серьезный резонанс в обществе.
Памятник Вахтангову
Юрий Любимов рассказывал, что после смерти Вахтангова на сцену его театра прямо во время спектакля «Летучая мышь» вышел конферансье и объявил: «Товарищи, несколько минут назад скончался великий режиссер Вахтангов». Из зала крикнули: «Ничего! Заменим». – «Как жаль, что вы не заменили его несколько минут назад», – был ответ. Памятник Вахтангову был открыт в 2020 году.
Фонтан Турандот
Удивительный фонтан был подарком правительства города его жителям к 850-летию Москвы.
Принцесса Турандот – знаменитый персонаж пьесы театра Вахтангова. Спектакль «Принцесса Турандот» – символ и легенда театра имени Вахтангова. С небольшими перерывами его играли чуть ли не с момента основания, и каждое представление проходило при полном зрительном зале. Фонтан открыли в 1997 году, в честь 75-летия премьерной постановки. Архитектурный стиль изящного памятника соответствует духу Арбата. Композиция представляет собой овальную чашу с фонтанной установкой, в центре которой на высоком постаменте расположилась позолоченная фигурка сказочной принцессы. По вечерам фонтан подсвечивается, и кажется, что Турандот оживает.
Создан руками А.Бурганова и А.Смольянинова и является одной из новых достопримечательностей Арбата.
Арбат 24
Дом Лосева, Арбат 33
писатель А. Рыбаков
Архитекторы Михаил Осипович Лопыревский и Илья Яковлевич Быковцев. Дом представляет собой образец доходного дома 70-х годов XIX века, включающий торговые помещения 1-го и жилые помещения 2-го и 3-го этажей. С 1895 года домовладение принадлежало шестому Городскому родильному приюту. В начале ХХ века на первом этаже размещались магазины, на втором и третьем родильный приют. Остальные здания использовались в качестве подсобных помещений. После революции 1917 года и до середины 20-х годов здесь располагались: родильный дом, “Общество русских врачей”, Горздравотдел, позже – жилые помещения, магазины и редакции научных журналов. С 1941-го по 1988-й год в одной из квартир проживал великий русский философ Алексей Федорович Лосев, переселившийся из разрушенного дома на улице Воздвиженка, 13. После смерти философа было создано культурно-просветительское общество “Лосевские беседы”, председателем которого стала Аза Алибековна Тахо-Годи – ученица и наследница ученого. В 2004 году в этом доме была открыта Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева», главным сокровищем которой стала часть книжного собрания Алексея Федоровича Лосева и Азы Алибековны Тахо-Годи.
Под этим номером значились 2 жилых дома М.О. Лопыревского. Первое строение было построено в 1869—1873 гг., 1876 г. архитекторами М.О. Лопыревским и И.Я. Быковцевым как доходный дом. Второе — в 1852 г. архитектором М.О. Лопыревским как жилой дом. В 1895—1917 гг. дом принадлежит Московской Городской управе. Здесь был открыт 6-й городской родильный приют — один из первых бесплатных приютов в Москве. В 1901 г. на 1 этаже дома размещались магазины, редакции издательств. После революции это жилой дом. В 1941—1988 гг. в квартире № 20 жил и работал выдающийся философ А.Ф. Лосев. В 1996 г. дом был отреставрирован. Сейчас здесь находится Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева».
Арбат 31
На месте нынешнего строения некогда стоял дом, стены левой части которого использовались при постройке нынешнего здания. Именно в старом доме проживал некоторое время Николай Платонович Огарев, который в 1839 году только вернулся из ссылки.
В его квартире, как и прежде, вновь стала собираться вольнолюбивая интеллигенция старой Москвы. Другим известным жителем был декабрист Алексей Алексеевич Тучков, который поселился здесь в 1846 году. В 1887 году дом перестраивается. Архитектором выступил М. Г. Пиотрович, привлёкший для исполнения проекта слушателей Строгановского училища.
Доходный дом Толстого, Арбат 29
Доходный дом Якова Михайловича Толстого. Построен в 1904—1906 гг. архитектором Н.Г. Лазаревым.
Стилистически здание подобно гостинице Ечкина, которое расположено поблизости – на Арбате, 23. Это и не удивительно, так как архитектором обоих зданий был один человек – Никита Герасимович Лазарев. Как и предыдущее творение, зодчий оформил доходный дом с гостиницей в стиле модерн. Это особенно подчеркивает центральный аттик строения. История дома связана с именем Владимира Аполлоновича Лосского, который служил в труппе Большого театра как оперный певец, а затем стал там режиссером театра.
Жилой дом«Красный уголок» Арбат 20
Жилой дом кооператива «Красный уголок», построенный в 1929 г. в конструктивистском стиле. Архитектор — В.М. Маят. Позднее здесь разместилась редакция журнала «Москва».
Арбат 18
Строение 1909 г. Реконструировано в 2004 г. стоит торцом, угловой
Арбат 27
Угловое здание доходного дома Егора Сергеевича Трындина было построено в 1912 году известным архитектором Семеном Федоровичем Кулагиным. Именно по его проектам строились Сандуновские бани и Петровский пассаж. Здесь жил крупный хирург-уролог профессор Петр Дмитриевич Соловов, основатель собственной клиники, ставшей впоследствии роддомом им. Грауэрмана, . В 20-е годы XX столетия здесь проживали несколько писателей, основавших неофициальный клуб «Кузница», который стал предшественником Союза советских писателей.
Арбат 25
В начале XIX в. владение принадлежало Н.Я. Тинькову, родственнику А.С.Грибоедова. В 1826 г. здесь жил герой Отечественной войны 1812 года поэт Денис Давыдов, он принимал тут А.С. Пушкина. В 1869 г. дом переходит к гвардейскому офицеру А.А. Пороховщикову, предпринимателю и общественному деятелю, который строит на этом месте в 1870 г. доходный дом (по роекту архитектора Роберта Андреевича Гёдике). С 1870 г. и до середины 30-х гг. ХХ в. здесь размещалось «Общество русских врачей» с лечебницей и аптекой. «Общество» было основано в 1861 г. по инициативе профессоров Московского университета Ф.И. Иноземцева /см. приложение/, И.М. Соколова и др. Его девиз: «Через науку служить человечеству». Тут же находилась лечебница «20 копеек за совет, бедным — бесплатно». Вскоре лечебницу стали называть Арбатской. Через некоторое время общество русских врачей выкупило здание у А.А. Пороховщикова. В 1884 г. в доме открылись «Классы рисования и скульптуры», в которых учились скульптор В.Е. Мухина, график В.А. Фаворский, художник В.А. Ватагин, архитекторы-художники Веснины В.А., Л.А. и А.А. В 1900—1917 гг. здесь располагалась студия К.Ф. Юона, в которой он преподавал вместе с И.О. Дудиным.
В 1908—1935 гг. в этом доме жил математик Н.Н. Лузин.
С 1870-го и до середины 30-х годов ХХ века здесь размещалось «Общество русских врачей» с лечебницей и аптекой. Тут же находилась лечебница «20 копеек за совет, бедным — бесплатно». Вскоре лечебницу стали называть Арбатской. Через некоторое время “Общество русских врачей” выкупило это здание. В 1884 году в доме открылись «Классы рисования и скульптуры», в которых учились скульптор Вера Игнатьевна Мухина, график Владимир Андреевич Фаворский, художник Василий Алексеевич Ватагин. С 1900-го по 1917-й год здесь располагалась студия Константина Федоровича Юона. С 1908-го по 1935-й год в этом доме жил московский математик Николай Николаевич Лузин.
Арбат 16
Стена между домом 16/2, стр. 2 и домом 16/2, стр. 3 с фрагментом фундамента колокольни храма Николы Явленного, построенного в 1639 г. Храм разрушен в 1931 г.
Старинный жилой дом. В XIX в. жил П.И. Бартенев /см. приложение/ (знаменитый издатель «Русского архива»). Дом разрушен бомбой в 1941 г.
Храм был возведен стрельцами в начале XVII в. Храм считался одним из самых состоятельных в Москве. Ему принадлежали жилые дома и магазины, дававшие немалые доходы. Некоторые из них существуют и поныне: небольшое одноэтажное строение, которое вот уже почти два века торгует цветами, угловой продовольственный магазин и здание и на противоположном углу, где сейчас размещается «Оптика».
Однако построена церковь была значительно раньше. Сообщалось, что ее выстроил Борис Годунов в 1593 г. Это был невысокий четверик с трехчастной апсидой, увенчанной несколькими рядами кокошников. Позднее к четверику пристроили придел с главкой, а к югу от церкви, на Арбате, — высокую, красивую шатровую колокольню с проездными воротами на церковный монастырь, украшенную тройной аркой и крупными балясинами. Церковь называлась по явленной иконе Николая Чудотворца. В 1836—1842 гг. пристроили обширную трапезную, и после этого подали прошение о сломе древней церкви и постройке новой. С благословления митрополита Филарета сломали древнюю годуновскую церковь и в 1846 г. стали строить большую (возможно, проект архитектора Н.И. Козловского) и освятили в 1860 г. Оставшаяся колокольня, как и церковь, были сломаны в 1931 г. На этом месте и на месте прилегающих строений по Арбату и переулку планировалось выстроить огромное здание поликлиники «для руководящего состава» Народного комиссариата обороны. Однако на месте храма появилось лишь стандартное школьное здание, а на месте колокольни — ничего.
Л.Н. Толстой несколько раз упоминает эту церковь в «Войне и мире».
О существовании в прошлом церкви свидетельствуют лишь мощные плиты, составляющие ограду небольшого сквера при Центральном военном госпитале имени
П. Мандрыки в глубине Серебряного переулка.
Арбат 23 стр 1
О
дин из лучших образцов русского модерна в архитектуре начала XX века – доходный дом Ечкина был построен в 1902 году по проекту известного архитектора Никиты Герасимовича Лазарева. Дом принадлежал потомственной дворянке Веселовской. Здесь, у своей матери, много лет жил известный российский историк Степан Борисович Веселовский. До 1902 года на этом месте был особняк, где в 1830-х годах проживал Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский, историк, археограф, автор «Словаря достопамятных людей Русской земли». Позже в доме проживал Алексей Степанович Хомяков, у которого в гостях бывал русский писатель Николай Васильевич Гоголь. С 1879 по 1901 год дом принадлежал популярному московскому юристу Владимиру Михайловичу Пржевальскому, редактору «Юридического вестника». Здесь останавливались его братья: знаменитый путешественник и исследователь Николай Михайлович Пржевальский и математик Евгений Михайлович Пржевальский, автор «Таблиц логарифмов».
Арбат 21
Известно, что перед революцией домом владел «инородец» — купец второй гильдии Гоберман Вульф Хаимович.
Арбат 12 стр. 1
Доходный дом. В 1889 году был пристроен к более старому зданию. Здесь в деревянном флигеле, в 1874 году народник Ипполит Мышкин организовал типографию для издания нелегальной литературы. А в главном доме в разное время жили: пианистка Анна Павловна Островская, художник Сергей Иванович Вашков, советский писатель Валентин Катаев. В XVIII веке на этом месте находилась усадьба дьяка поместного приказа Ф. С. Манукова. В 1728 году он отдал ее в приданое своей дочери, будущей матери Александра Васильевича Суворова. Считается, что великий полководец именно здесь и родился.
Арбат 19
современный жилой
Арбат 17, 15
В XVIII веке на этом месте находилось обширное владение, принадлежавшее Александру Ивановичу Фонвизину, отцу декабриста Фонвизина, сосланного на каторгу. Здесь нередко останавливался автор «Недоросля» и «Бригадира», Денис Иванович Фонвизин. Затем владение перешло к отцу писателя графа Владимира Александровича Сологуба. В середине XIX века во флигельках жили мастеровые люди. В конце XIX века участок приобрел купец первой гильдии Олег Федорович Бромлей, который построил нынешнее здание. Позднее здесь жил Константин Федорович Юон – русский и советский живописец, мастер пейзажа, теоретик искусства, Народный художник СССР.
В первой половине XIX века на этом месте, в двухэтажном особняке была маклерская контора Анисима Хлебникова, в которой 23 января 1831 года Александр Сергеевич Пушкин оформлял документы о найме квартиры в доме Никанора Никаноровича Хитрово по адресу: Арбат, 53. В 1910 году здание было снесено, и вместо него купцом 2-й гильдии С. Бобавичем построен новый 6-этажный дом, в котором до 1917 года и во времена НЭПа находился известный книжный магазин «Московский».
Новодел, Арбат 10
В 1820-х гг. в доме драматурга, переводчика, директора Московских театров Ф.Ф.Кокошкина собирался литературно-театральный салон. Ф.Ф.Кокошкин был знаком с А.С.Пушкиным и в 1824 г. он перевел его стихотворение «Я пережил свои желанья» на французский язык. В 1905 г. на этом месте располагались доходные дома, построенные архитекторами К.А. Тоном и Н.Г.Лазаревым.
Сейчас на этом месте стоит дом современной постройки.
Дом 13
Арбат 11
Постройка 1911 года. В начале ХХ века здесь располагалось Акционерное общество «Московский частный ломбард», единственное конторское здание на Арбате. Дом с тяжелыми дубовыми воротами, и украшенным масками львов фасадом, олицетворял надежность и респектабельность фирмы.
Арбат 6/2
Дом построен в 1898 г. и надстроен в 1903 г.
В доме, который стоял до 1898 г., собирались члены тайного революционного общества, руководимого Николаем Ишутиным (двоюродный брат террориста Каракозова). На собраниях членов общества читалась запрещенная литература (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский).
После 1903 г. в нем находилось Общество воспитательниц и учительниц для педагогических курсов, иностранных языков, стенографии, библиотека, первый музей истории педагогики в России. Преподавательницам сдавались внаём временные квартиры. В работе Общества большое участие принимала первая в Москве женщина-астроном Л.П. Цесарская.
Арбат 9 стр. 1
Состоит из двух зданий середины XIX в., перестроенных в 1897 г. в доходный дом.
В 70-х гг. XIX в. здесь жил В.Н. Чиколев (1845—1898 гг.) — один из организаторов Московской промышленной выставки 1872 г. и Политехнического музея, основатель журнала «Электричество».
В деревянном флигеле этого дома в это же время жил разночинец-демократ Ипполит Никитич Мышкин, организовавший первую в Москве подпольную типографию. Она просуществовала менее года и была разгромлена.
В 80-е гг. XIX в. в доме жила княгиня Е. Оболенская, у которой бывал Л.Н. Толстой. В 1917 г. дом значился во владении потомственной дворянки Елены Николаевны Ромейко.
В начале ХХ века здесь располагалась булочная и кондитерская почётного гражданина Дмитрия Филиппова, приёмный пункт красильни, принадлежащей господину Цукерману, молочарня крестьянина Чикина.
В 20-х гг. ХХ в. здесь находилось кафе «Арбатский подвальчик», завсегдатаями которого были поэты, литераторы, художники, в т.ч. С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак, А. Белый. Описание этого подвальчика имеется в романе Анатолия Рыбакова «Дети Арбата».
В начале 1930-х гг. в доме работал магазин «Украинская книга». В мае 1993 г. дом передан Культурному центру Украины (официальное открытие — в ноябре 1998 г.).
Арбат 4
Дом постройки середины XIX в.
В основе здания – особняк 1820-х годов, который был многократно перестроен.
25 марта 1865 г. Общество русских врачей открыло лечебницу и аптеку (потом Общество перебралось в дом № 25). Некоторое время здесь располагалась музыкальная школа. В 1887 г. дом приобрел основатель первого в России Народного университета А.Л. Шанявский /см. приложение/ — русский генерал польского происхождения.
В 1887 году владельцем участка, на котором находился дом, стал русский генерал польского происхождения Альфонс Леонович Шанявский. Вместе со своей супругой, наследницей сибирских золотопромышленников, он организовал Народный университет.
На втором этаже этого дома располагалась недорогая гостиница «Гуниб», позже переименованная в «Столицу». На 1 этаже в уютных комнатах кормили недорогими обедами и поили крепким московским чаем. Здесь останавливались: писателиА.И. Левитов, И.А. Бунин, поэт К.Д. Бальмонт, композитор С.Н. Василенко, художник Н.Н. Сапунов, артистка оперы М.А. Дейша-Синицкая, профессор-литературовед С.К. Шамбинаго, почвовед А.Н. Сабанин и др.
За несколько дней до кончины А.Л. Шанявский завещал дом Городской думе для общенародного университета. Поступить туда мог каждый, аттестат зрелости не требовался, но и диплом не выдавался. Большую часть составляли женщины, хотя здесь учился и С. Есенин. С прошлого века в доме были расположены книжные и нотные магазины.
По завещанию Шанявского владение перешло к Московской Городской Думе, но с условием, чтобы средства от аренды дома направлялись Народному Университету.
Ресторан Прага, Арбат 2
Одним из символом улицы является ресторан «Прага». Заведение существует с конца XIX века, пройдя путь от трактира до одного из самых популярных ресторанов в Москве, в основном среди интеллигенции. Антон Павлович Чехов праздновал тут свою премьеру “Чайки”, а Лев Николаевич Толстой проводил публичные чтения.
Знаменитый ресторан «Прага». Здание конца XVII в. перестраивалось несколько раз. Вначале это был доходный дом Фирсановой.
В 1870-е годы здесь снимал квартиру ботаник И.Н. Горожанкин, основатель сравнительно-эмбриологического направления в русской ботанике и научной морфологии растений.
В 1872 году в доходном доме на первом этаже открылся недорогой трактир «Прага». Его посетителями были в основном извозчики с Арбатской площади, которые называли его по-своему «Брага».
25 лет спустя в 1896 г. купец Семен Петрович Тарарыкин случайно выиграл этот трактир у его бывшего хозяина на бильярде левой рукой. Он переделал популярный неказистый трактир в первоклассный фешенебельный ресторан с зимним садом, колоннадой и кабинетами, учитывая все выгоды его расположения на Арбате. Для этого купец вложил большие деньги в перестройку всего здания. Он пригласил лучших московских архитекторов стиля модерн Л.Н. Кекушева и А.Э. Эрихсона.
В 1913 г. в «Праге» И.Е. Репиным был устроен банкет по случаю восстановления его картины «Иван Грозный и сын его Иван», изрезанной старообрядцем-иконописцем Абрамом Балашовым. После революции это была и просто столовая, и образцово-показательная столовая «Моссельпрома» (куда Ипполит Матвеевич из «Двенадцати стульев» повез Лизу обедать). Здесь бывали многие известные люди. Проводились ежегодные «рубинштейновские обеды» — в память об основателе Московской консерватории Н.Г. Рубинштейне. Долгое время славились книжные магазины этого дома: «Букинист», «Книжное дело», «Слово». Здесь была открыта городская библиотека, кинотеатр «Прага», позже носивший название «Темп», «Наука и знание».
После революции 1917 года в 1920-х гг. здесь размещались «Высшие драматические курсы».
В 1930-х годах была открыта образцово-показательная столовая «Моссельпрома». , а позже – cпецстоловая НКВД. Именно здесь Киса Воробьянинов из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» угощал обедом юную Лизу. В этом же здании располагался кинотеатр «Прага», позже носивший названия «Темп» и «Наука и знание».
Здание перестраивалось несколько раз, особенно основательно в 1914 году (архитекторы Л.Н. Кекушев и А. Эриксон) и в 1954 году (архитектор Б.И. Соболевский).
В 1954 году здание полностью перестроили и отреставрировали, расширили и открыли на одном из этажей кондитерский отдел. Долгое время ресторан «Прага» не функционировал. На первом этаже раньше был открыт магазин «Кулинария», который сейчас тоже закрыт. В 2019 году это здание было продано на торгах, а новый владелец планирует возобновить легендарную «Прагу».
снесены 3 5 7 8 14 41 56